Судьба одного из старейших культовых сооружений Никополя (фото)

Статьей «Судьба храма иконы Божьей Матери «Знамение» в надежных руках Александра Ерохина»  мы продолжаем рубрику «Культурное наследие Никополя» на Nikopolnews в рамках просветительского проекта для никопольчан при поддержке фонда «Никополь туристический» и совместно с информационными партнерами – Днепропетровским областным центром историко-культурных ценностей, краеведческим музеем, НСЖУ.

Церковь иконы Божьей Матери «Знамение», что в историческом ареале Старой части города, вместе с храмом Рождества Пресвятой Богородицы (1812 год) и Спасо-Преображенским собором (1898-й) относится к старейшим культовым сооружениям Никополя. Ее архитектура самобытна и заметно отличается от других православных храмов города – она была единственной староверческой церковью в городе. Несмотря на тяжелую «судьбу», уцелела во времена гражданской и Великой Отечественной войн, а также гонений на религию, а в 1996 году распоряжением главы областной государственной администрации №158-р признана памятником архитектуры местного значения.

Для зручності завантажте на телефон мобільний додаток сайту. завантажити

Семейный храм

Еще оштукатуренная церковь «Знамение»

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась как семейная церковь зажиточной купеческой семьи Гусевых, появившейся в местечке Никополь в середине 80-х годов ХІХ века – в те времена шло интенсивное заселение Юга Украины. На центральной улице Екатеринославской Гусевы построили два дома. В одном сегодня работает медицинский колледж (ул. Херсонская, 5), другой долгое время «служил» под краеведческий музей, а ныне заброшен и интенсивно разрушается (ул. Никитинская, 25).

В 1911 году на ул. Крымской (ныне Шевченко) купец первой гильдии Стефан (Степан) Трофимович Гусев вместе с сыновьями Тимофеем, Герасимом и Григорием начали возводить семейный храм, что, собственно, подтверждается и клеймом на деревянных балках его конструкции – «1911». Правда, существует и другая версия – церковь начали закладывать в 1908-м (источник – Спартак Шеремет «В гостях у старого Никополя»). В 1912 году в ней состоялась первая служба – эту дату и считают официальной датой открытия храма, о чем и свидетельствует надпись на входе в это культовое здание. Церковь стала единственной в регионе старообрядческой, и на богослужения в Никополь съезжались приверженцы старого обряда со всех близлежащих городов и сел.

Приверженцы «старого рукопожатия»

Старообрядцы в русле русской православной церкви появились в ХVІІ веке после реформы церкви патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

В 1653 году перед Великим постом патриарх издал от себя лично документ, называемый «Память», в котором двенадцать земных поклонов во время чтения молитвы Ефрема Сирина заменил на поясные, а также предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами вместо двух. Первое изменение противоречило богослужебному Уставу, господствующему тогда в русской церкви, второе же стало самым существенным нововведением всей реформы, и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между ново- и старообрядцами. На Соборе 1656 года все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

Но не только эти изменения послужили расколу русской церкви. Никон положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим и т.д. Нововведения вызвали сопротивление со стороны духовенства и монашества. Приверженцы «старого рукоположения» тотчас были репрессированы и отправлены в ссылки.

И только 17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и гласил: «Присвоить наименование «старообрядцев», взамен ныне употребляемого названия «раскольников», всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины и т. д.

Староверы в Никополе

Табличка над входом в храм

Первые староверы в наших краях появились в конце ХVIII – начале XIX веков. Так, селенья Каменка и Знаменка, расположенные на левом берегу Днепра, в ряде документов этого времени напрямую именуются «старообрядческими». В Екатеринославской губернии существовали даже состоявшие исключительно из староверов артели, занимающиеся столярными работами, строительством дорог и каменных зданий.

В XIX веке в Никополе уже существовала старообрядческая община, которая собственной церкви не имела. Богослужения обычно совершались в доме старосты общины или кого-либо из ее членов. Председателем никопольской старообрядческой общины был избран Григорий Гусев.

Училище при церкви

Во время подготовки материала о единственной в Никополе старообрядческой церкви в редакцию пришло письмо от нашего постоянного соавтора Павла Фирсова. Он пишет:

– При церкви Гусевых действовало училище. У меня есть копии двух нотариально заверенных договоров от 27.08.1917 и 27.08.1918 годов, по которым Григорий Гусев сдаёт помещение училища в аренду городу. Вот текст первого (языком оригинала): «Местечко Никополь, тысяча девятьсот семнадцатого года, Августа 27 дня. Мы, нижеподписавшиеся: Председатель Никопольской Старообрядческой Общины Григорий Стефанович ГУСЕВ, с одной стороны, и Никопольский Городской Голова Яков Федорович ВЕТЧИНКИН – с другой, заключили настоящий договор в следующем: 
1) Я, Гусев, отдал Никопольскому Городскому Голове училище Никопольской Старообрядческой Общины о пяти комнат, кухней, коридором и погребом под домом, находящемся в м. Никополе по Крымской улице (на церковном дворе той же Общины) сроком на один год, с 1 Сентября тысяча девятьсот семнадцатого года по 1 Сентября тысяча девятьсот восемнадцатого года, ценою за ПЯТЬСОТ СОРОК руб. в год, уплачиваемых за каждый месяц вперёд по сорок пять рублей, начиная с 1 Сентября и таким порядком каждое первое число.
Кроме того, сданы также в годичное пользование принадлежности училища, а именно ДВЕНАДЦАТЬ парт двухместных ясеневого дерева, ДВА учительских столика и одна классная доска, а всего ПЯТНАДЦАТЬ предметов по ТРИ рубля за штуку, что составляет ещё СОРОК ПЯТЬ руб., которые должны быть уплачены при подписании сего договора.
2) Все вышепоименованные предметы должны быть сохранены в целости и, кроме того, ещё вешалки на стенах 2 штуки также сохранить в целости.
3) Получение арендных денег должно производиться за подписью казначея общины Лобанова.
4) Взятое в аренду здание, по истечении арендного срока, должно быть сдано в исправности.
5) Договор сей обеими сторонами соблюдать в точности. 
Подлинный договор должен находится у казначея Общины, а копия с него – у Никопольского Городского Головы».

На договоре – штамп синего цвета: Председатель Совета Никопольской Старообрядческой Общины и надпись рукой – Григорий Стефанович Гусев. Есть еще одна надпись – Никопольский Городской Голова Яков Федорович Ветчинкин. Наклеена гербовая марка в 1 руб.

Архитектура

Настоятель Александр Ерохин показывает ныне отреставрированную церковь

– Даже в наши дни здание церкви «Знамение» выглядит необычно, а в начале ХХ века оно и подавно выглядело диковинным, – говорит краевед Сергей Тороп. – Прямоугольное здание размером 14 х 25 метров было сложено из кирпича и покрыто белой штукатуркой. Храм венчался облегченным куполом с восьмиконечным крестом. Картографические источники свидетельствуют, что эта часть старого города уже в середине XIX века была застроена кирпичными и саманными одноэтажными домами. Поэтому купол церкви доминантой возвышался над ними.

В середине церковь не имела перегородок, а сложная конструкция потолка и купола держалась только на продольно-поперечных балках – они сохранились и сейчас. Это создавало ощущение легкости и простора. Казалось, что душа вот-вот вырвется наружу и понесется ввысь к Богу.

За более чем столетнюю историю как в самом храме, так и на его территории произошли изменения. Но первобытным остался основной кирпичный ярус, декорированный в неорусском стиле. Оконные прорези, как и прежде, имеют арочную форму и декорированы архивольтами в виде килевидных закомар. (Закомара – полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, соответствующее кривизне закрываемого свода). В первоначальном виде сохранились и кованые решетки на окнах. Аркадой кирпичных закомар декорирован и фриз здания. В свою очередь «стакан» купола выполнен в стиле неоклассики со строгими угловыми пилястрами. Макушка купола позолоченная.

В западной части храм имеет притвор (пристройка перед входом) и пятигранный алтарь, в котором симметрично находятся ризохранилище и пономарня.

Богослужение в храме в престольный праздник – 10 декабря

Современность и реставрация

Экскурс в «судьбу храма» продолжает Сергей Тороп:

– В 1994 году в небо вознесла свой крест 22-х метровая каменная колокольня, которая удачно вписалась в общую архитектуру окружающих храм строений. С этого времени над Старым городом и стал раздаваться колокольный звон. Настоятель церкви протоиерей Александр Ерохин лично заказывал семь колоколов в г. Воронеже. Два года назад освящен малый храм под колокольней, названный в честь благоверного князя Александра Невского.

Комплексную реставрацию храма провели в конце 1990-х годов. Тогда же его стены и своды были покрыты новыми росписями, засверкал позолотой трехъярусный иконостас, изготовленный мастером-иконописцем Владимиром Олейниковым. Меценаты помогли выложить двор тротуарной плиткой, вставили новые окна…

Восемь лет назад при помощи предпринимателя Федора Стратегопуло были установлены новый золоченый купол (первоначально был сделан из леса и штукатурки) и крест, а наружный фасад очищен от побелки и покрыт специальной прозрачной смесью, предотвращающей разрушения внешней средой.

Времена безбожья

Сегодня этот памятник культурного наследия под «присмотром» православной церковной общины, но так было не всегда. Из векового существования от силы 50 лет здание функционировало по назначению. Впервые храм закрыли в 1930-е годы – во время разгула воинствующего атеизма. В просторном здании сделали склад, а великолепный иконостас, выполненный в классическом стиле, уничтожили. Но, как вспоминают старожилы города, люди по-прежнему приходили сюда и в укромном уголке помолись Богу.

Во время Великой Отечественной войны церковь вернули верующим, но службы в нем продолжались недолго. После в помещении нынешней крестильни действовала четырехлетняя мужская русскоязычная школа.

В 1934–1948 годах строилась школа №1. В 1948-м городские власти принимают решение – отдать храм под школьный спортивный зал.

– Во второй половине 1970-х – начале 1980-х годов я учился в этой школе, – говорит Сергей Тороп. – В помещении, где сейчас находятся воскресная школа и трапезная, тогда размещались начальные классы. В самом храме – спортзал. Возле входа в церковь располагались раздевалки: слева – для девочек, справа – для мальчиков. Рядом стояла шведская стенка, на которой школьники выполняли гимнастические упражнения. Огромный зал без единого несущего столба приспособили для игры в волейбол – несколько лет подряд здесь даже проходили общешкольные соревнования по этому виду спорта. В алтаре лежали маты и стояли спортивные снаряды. Сразу за храмом сначала была футбольная площадка, а потом – хранилище собранного школьниками металлолома.

Возврат к вере

Купол церкви «Знамение»

Весной 1989 года городской совет вернул храм православной общине. В то время в Никополе еще проживали члены старообрядческой общины. По одним данным их было шесть человек, по другим – восемь. Но в момент передачи церкви православным верующим они не стали препятствовать, ибо не в состоянии были содержать храм.

Первым настоятелем церкви иконы «Знамение» стал протоиерей Николай Северин – сейчас служит в Крыму. Первым делом верующие занялись уборкой прилегающей к церкви местности от зарослей сорняков и целых гор мусора, которого, особенно в бывших местах хранения металлолома, скопилось много – вывезено около 50 самосвалов!

Само же здание было в хорошем состоянии, поэтому на первых порах ограничились небольшим ремонтом. Для храма была приобретена церковная утварь, появился новый иконостас – большинство икон принесли люди и т. д.

С февраля 1991-го и по настоящее время настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» является окончивший Одесскую духовную семинарию протоиерей Александр Ерохин. Отец Александр награжден многими церковными наградами, вплоть до права ношения двух крестов с украшениями. При нем и были проведены большие работы по благоустройству храма и прилегающей к нему территории. Его постоянная помощница – матушка Ольга.

Особая аура

Люстра после падения висит на привычном месте

Во время моего знакомства с храмом отец Александр рассказал об особой здесь ауре и привел два ярких случая. Однажды во время богослужения произошло замыкание электропроводки, от чего перегорел трос, держащий тяжелую люстру. Люстра, вопреки всем законам физики, упала по удивительной «траектории» на икону Божьей Матери «Знамение», расколов ее на две части. Но при этом совсем не пострадала женщина, наклонившаяся над ней. Икону потом отец Александр восстанавливал в Запорожье – в Никополе за эту работу никто не взялся.

Не пострадал и строитель во время проведения ремонтных работ, упавший с высоты восемь метров. Причина падения – прогнившие от времени бревна купола.

– Икона Божьей Матери «Знамение» бережет православных, – говорит настоятель. – Иконы под этим именем появились на Руси в XI–XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Иоанн дивный голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и обнести ее вокруг городской стены. Когда икону вынесли, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из ее глаз истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В честь заступничества Царицы Небесной, архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся православная Церковь. Именем иконы назывались и храмы, которые открывались к этому празднику.

Во дворе храма

Вот наш престольный праздник мы и отмечаем 10 декабря. Храмовая икона Божией Матери «Знамение» написана в византийском стиле в конце XIX–начале ХХ веков неизвестным мастером-иконописцем. А вот иконостас и росписи на стенах – уже современные. Современные и росписи купола, пострадавшего от «ветров перемен».

Перед Никополем я служил в Симферополе, хотя родом из села Новоивановка. Как-то мне пришлось побывать в этом здании и мне здесь все понравилось. Помню, я тогда сказал: «Я бы здесь все восстановил». Через двадцать лет меня назначили настоятелем этого храма.

Новая жизнь

При Александре Ерохине многое изменилось. Расстроилась хозяйственная часть, при церкви работает Воскресная школа, где детишки изучают Закон Божий, основы православной веры и рукоделие. Службы в храме ведутся по четвергам, пятницам, и субботам в 16.00 – вечерняя служба. Крещение: суббота и воскресенье, в 12.00. Венчание и другие требы – по договоренности.

В духовный и архитектурный памятник культурного наследия вдохнули новую жизнь.

12 сентября в день Александра Невского протоиерей Николай Марущак побывал на престольном празднике в храме «Знамение»


 

Автор: Администратор
×

Поширюючи у соцмережах,
ви допомогаєте нам!

Догори