Какой была зимняя одежда украинцев 100 лет назад? Из каких материалов шили костюмы наши предки и как выглядел их наряд?
Традиционная зимняя одежда украинцев на наших землях формировалась не одно столетие, поэтому была проверена годами на практике и не позволяла замерзнуть даже в самые лютые зимы.
У крестьян в доме были определены особые места для одежды: зимнюю верхнюю одежду хранили в кладовке, а юбки и корсетки – на шестах под потолком.
Ширина домотканого сукна была 50-75 см, поэтому широкие детали верхней одежды собирались из нескольких частей, что предопределяет ее мозаичный характер.
Цвет домотканого, валяного сукна для изготовления свит зависел от породы и возраста овец, распространенных в определенной местности. При стрижке ягнят получали шерсть более однородную по цвету: черную, белую, серую.
Верхняя суконная одежда мужчин и женщин обычно была одинаковой по покрою. Разница была только в количестве украшения – женскую больше декорировали разноцветными шнурами, вышивкой и тому подобным.
В конце XIX века парни носили тяжелые шерстяные свиты даже летом. Какой бы ни была жара, выходить “на люди” в одной рубашке считалось неприличным. Поэтому свиты накидывали на плечи, не вдевая руки в рукава.
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА УКРАИНЦЕВ
Сардак – верхняя праздничная одежда, пошитая из валяного овечьего сукна, отделанная выкладкой шерстяным шнуром.
Начало XX в., Черновицкая область, Путильский район:
Гуцульский сардак. Начало ХХ в., Ивано-Франковская область, Косовский район:
Покутский праздничный сардак. Начало ХХ в., Ивано-Франковская область:
Полесская женская свита из белого овечьего сукна, украшенная шерстяными шнурами и кистями. Начало ХХ в., Ровенская область, Сарненский район:
Полесская женская свита – латуха. Начало ХХ в. Волынская область, Ратновский район:
Уйош – Мужская верхняя одежда на Закарпатье, изготовленная из шерстяного сукна. Начало ХХ в.:
Подольский мужской чугай,”приталенный”, из домотканого валяного сукна. Начало ХХ в., Хмельницкая область, Новоушицкий район:
Курта (куртак) – традиционная верхняя одежда крестьян. Пошит из ряднины, домотканой ткани из льняной нити с шерстяным утком. Начало ХХ в., Ровенская область, Сарненский район:
Праздничная женская свита, сшитая из ряднины. Начало ХХ в. Ровенская область, Сарненский район:
ПОДОЛЬСКАЯ ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА
В целом ничего сложного в подольском зимнем костюме не было: в качестве верхней одежды у наших земляков были кожухи или свитки, на ногах – сапоги, на голове – смушевые шапки (у мужчин) и платки (у женщин). Но были интересные нюансы и названия.
Сапоги. С длинными голенищами, юфтевые, у мужчин черного цвета, у женщин – красные или желтые. Правда, женщины постарше никогда цветные не носили, только черные.
Обычно каждый подолянин имел две пары сапог: одни “новые” и одни “подшитые” (или “пришивы”). “Подшитые” не значит, что они были старые и залатанные. Это тоже была новая обувь – единственное, что к новому низу пришивали старое голенище. Так люди экономили: готовясь к очередной зиме, покупали в лавке только низ сапог, а голенище брали от тех, которые носили в прошлом году. Оттуда, кстати, и прижилось второе значение слова “халява” – то есть “даром”.
“Новые” сапоги надевали в выходные и в праздники, а “пришивы” – в будние дни. Чтобы обувь не боялась снега и не пропускала воду, ее смазывали дегтем. Для защиты ног от холода на ноги наматывали теплые портянки, а в сильный мороз – ноги натирали водкой и оборачивали в грубую бумагу, а уже затем сверху портянками.
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА ПОДОЛЯН
Самая распространенная зимняя одежда подолян – кожух, известный еще с давних времен. Он упоминается в Студийском уставе от 1193 г., в Ипатьевской летописи от 1252 г. Изготавливали кожухи из кожи овец, длинные, приталенные, как правило, белые или коричневые, украшали черным смушком (воротник, полы, низ рукавов) и шерстяными цветными нитками. Воротник у кожухов был чаще стойкой, иногда отворотный, из черного меха овец. У людей состоятельных отдельно были праздничные тулупы – украшенные вышивкой, цветными шелковыми нитями. Но не все подоляне в XIX в. имели состояние, чтобы купить собственный тулуп. Часто был один тулуп на семью – носили его по очереди “на выход” как родители, так и дети.
Народ победнее, который тулупы не всегда мог себе приобрести, должен был носить всю зиму верхнюю одежду, которая в разных районах Подолья называлась по-разному – в основном свита и епанча, более редко – гунька, зипун, сермяга, чугай, чемерка, чекмен. Все эти названия означают теплую суконную одежду. Разница только в фасоне, цвете сукна и вышитых украшениях. На праздничных свитах (а также других ее разновидностях) были богатая вышивка и украшения, они были довольно яркими и красивыми. К тому же, свиты и тулупы подпоясывались цветным поясом, модными тогда считались синие или красные.
Хорошая верхняя зимняя одежда у подолян была мерилом зажиточности крестьянина. В народе даже говорили: “У кого кожух и свита – у того душа сыта”.
Мужской костюм подолянина завершала черная меховая шапка. В западной части Подолья она была высокая, цилиндрическая, с разрезом опушки с тыльной стороны и с суконным верхом синего или красного цвета. Цвет донышка головного убора должен был гармонировать с цветом широкого пояса. Такую цилиндрическую смушевую шапку называли “Почаевской шапкой”. На восточном Подолье смушевые шапки были не такими высокими и, по большей части, без верха.
Не менее распространенным головным убором была кучма – лохматая шапка из овечьих шкурок. Причем кучма из шкурок овец волошской породы называлась волошской кучмой, из шкурок обыкновенной мясной породы овец – простой кучмой. Самым большим шиком среди юнцов-франтов была кучма волошская белая.
Женские зимние головные уборы были традиционными – разнообразные платки и наметки. В красочные платки “укутывались только молодухи”, а вот пожилые женщины надевали наметки – древний наряд замужних женщин, который завязывали вокруг головы.
Вся названная одежда на Подолье производилась фактически в каждом крупном селе или городке собственными мастерами “для внутреннего рынка”. По желанию, на ярмарках можно было приобрести и завезенные изделия из других местностей. Ведь были на Подолье отдельные населенные пункты, славившиеся своими швеями и сапожниками. Так, городок Соколец (ныне село Дунаевецкого р-на Хмельницкой обл.) был известен сапожным ремеслом – здесь 265 мастеров занимались пошивом сапог и ботинок. А если учесть, что каждый сапожник за год изготавливал от 80 до 150 пар обуви, то немало соколецких сапог попадало на различные ярмарки.
Мощным центром скорнячества на Подолье был Зеньков, где этим промыслом занималось более 120 семей. Кроме выделки и обработки кожи в домашних условиях, в городке действовало два кожевенных завода. У зеньковских скорняков были секреты при дублении и окраске кож, они славились тем, что умели достичь красивого светло-желтого оттенка из овчины. Кожухи из Зенькова по общему силуэту, конфигурации и размерам отдельных деталей приближались к изделиям прикарпатской Украины, при этом подольские кушниры умели придать своим изделиям своеобразие и неповторимость в художественно-композиционном, колоритном решении орнамента.
Свиты, епанчи и гуньки производились из самодельного сукна, но продавали и фабричное. Первые суконные мануфактуры появились в Миньковцах и Ярмолинцах, а с 1829 года – в Дунаевцах. Именно последний городок стал главным местом суконного производства, там в 70-х годах XIX века действовало 53 фабрики.
Об этом НСН узнал из сообщения 5.ua
Главное фото: Ukrainian Fashion Week